Как моряки прошлого справляли естественную нужду
- Комментариев 0
- 19-03-2020, 22:00
- Как моряки прошлого справляли естественную нужду
Какими же героями были мореплаватели прошлых эпох! Отправляясь в неведомые края, они не имели точных и надежных приборов для связи с большой землей, не знали, куда занесет их судьба, и когда доведётся им встретиться с родными. Да и доведётся ли? Великий Кук провел в кругосветных путешествиях целых девять лет. Сколько членов команды он потерял за это время?
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644437_scale_1dd200_result.jpg)
Капитан Кук
На всём протяжении морского путешествия морякам нужно было как-то устраивать повседневную жизнь. Как обстояло дело с гигиеническими процедурами и отправлением естественных нужд?
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644387_scale_fdfd1200_result.jpg)
Если дело касалось относительно малых судов, то этот вопрос решался без затей. Выставил седалище за борт – и готово дело. Но во времена великих открытий моря бороздили величественные парусники. Масса веревок, сложные конструкции парусов, куча народу на палубе, снующего туда-сюда. И как же быть?
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644371_scale_ffdd1200_result.jpg)
Морякам следовало выбрать такое укромное место, где вероятность, что там их побеспокоят, мала. И такое место оказалось прямо позади бушприта в носовой части корабля. По-голландски оно называется «гальюн» – к этому месту крепилась фигура, украшавшая судно. Нередко это было не просто украшение, а символ божества, покровительствовавшего кораблю. Но куда-то же ходить в туалет было надо! Почему бы и не к гальюну?
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644423_scale_12fdfd00_result.jpg)
Но следовало соблюдать осторожность, чтобы в самый ответственный момент моряка не смыло набежавшей волной. Поэтому для страховки натягивали сеть. А позднее придумали более сложную конструкцию в виде решеток и воронок. Последние предназначались для опорожнения кишечника. И даже при такой конструкции моряка могло смыть в море набегавшей волной. Но как иначе? Такое местоположение нужника было идеальным с точки зрения гигиены – отхожее место омывалось волнами.
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644394_scale_fdfffd1200_result.jpg)
Старшие офицеры жили не в столь стеснённых условиях, и отхожее место у них также было отдельным и закрытым от волн. Может, не слишком удобное – зато офицеры не рисковали утонуть в море. А у капитана было своё собственное, плюс личная ванна.
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644345_scale_1fdfd200_result.jpg)
Кажется, всё просто. На самом деле те моряки, кому поручались работы в трюме, не могли себе позволить каждый раз, когда им захочется в туалет, нестись в гальюн – слишком далеко. Они норовили справить нужду там, где она их застала. Да и те, у кого была возможность посетить гальюн, часто ею пренебрегали из боязни быть смытыми в океан. Поэтому была введена специальная должность профоса. Ему надлежало строго следить за тем, чтобы никто не нарушал порядка в вопросах туалета. Но профос не мог уследить за каждым, вот моряки и делали свои дела украдкой, хотя это было чревато штрафом либо поркой. Поэтому трюмная вода пахла далеко не розами. И хотя её старались периодически откачивать – не помогало ничего.
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644404_scalefsdfsd_1200_result.jpg)
О вони на кораблях ходили легенды. Поэтому во время стоянки трюмные люки распахивались для того, чтобы основательно проветрить трюм. Перед новым путешествием следовало хоть ненадолго освежить корабль.
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644384_scale_12fsdfsdfds00_result.jpg)
Но всё это цветочки по сравнению с тем, что творилось на галерах Испании и Византии. Гребцы на таких судах работали, сидя на длинных скамьях, на которых помещается сразу несколько человек. Настал момент, когда использование наёмных гребцов оказалось владельцам судов не по карману, и их заменили на рабов. Но невольники трудились в кандалах, более того – их приковывали к скамьям. Не расковывать же каждого раба, едва ему приспичит. Поэтому рабы попросту ходили под себя – это всё время, пока шло плавание. Неизвестно, как чувствовали себя невольники – их никто не спрашивал – а вот галерные офицеры рассказывали, что вонь стояла невыносимая.
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644417_scalfsfsde_1200_result.jpg)
Поскольку военные суда этих государств тоже использовали гребцов-рабов, пришлось даже поменять тактику боя. Во время ночных атак судну надлежало подойти к неприятелю так, чтобы ветер не дул от него. Иначе враг, даже не видя атаковавшее судно, неминуемо почуял бы его, и эффект внезапности был бы потерян.
![Как моряки прошлого справляли естественную нужду Как моряки прошлого справляли естественную нужду](/uploads/posts/2020-03/1584644398_scale_dddsss1200_result.jpg)
С судами, на которых перевозили невольников в Америку, происходило то же самое. Несчастные рабы вынуждены были неделями и месяцами ходить там, где спали и жили. Для того, чтобы немного проветриться, корабли, приближаясь к континенту, заходили в специальные места стоянки. В противном случае морякам могли предъявить претензии в конечной точке путешествия. «Запах работорговли» - это не метафора, а горькая реальность тех лет.
Вот так совсем не романти
Смотрите также: